Время проявить характер

тематика
26.05.2015

Российская бизнес-газета, 26.05.2015

Россиянам пора занять свою нишу в мировом разделении труда
Пить и курить в России становиться не модно. Быстро растет доля людей, ведущих здоровый образ жизни. Много пьющий вызывает отторжение. Иногда чуть брезгливо-презрительное. Похожим образом меняется и тренд общественного обсуждения российских проблем. Бесконечное нытье и поливание грязью всего российского все чаще тоже вызывают отторжение. Настоящий российский патриот уже конструктивно обсуждает наши проблемы и хочет гордиться своей страной.
В российском обществе пошел активный разговор о том, как стране найти и занять свою нишу в мировом разделении труда. При этом важно осознать: национальный характер - это тоже объективный фактор хозяйственных процессов, как природные условия и наличие тех или иных полезных ископаемых. Особенности российской ментальности где-то могут помогать развитию, где-то, наоборот, тормозить процесс.

Наши перспективы критически зависят от нахождения модели экономики, основанной на сильных сторонах народа и нивелирующей слабые. Нужна своя модель развития страны и бизнеса. Похоже, для нас развилка: будет либо сырьевая страна, либо умная, с масштабным производством уникальных товаров и услуг.

Экономика и бизнес могут расти опережающим темпом и быть конкурентоспособными в мировом масштабе, только если они опираются на национальный характер. Даже в футболе успех приходит к тем, кто находит свой "бразильский" или "немецкий" стиль. В экономике тем более: японцы, корейцы, китайцы и т.д. смогли сделать рывок, только найдя свою национальную модель хозяйства и бизнеса и проводя активную политику поддержки своих "точек роста".

России бесполезно пытаться конкурировать в выпуске товаров, требующих технологии массового производства. Россияне не склонны к методичной рутинной работе, и такая культура с трудом переносится на нашу почву. Для этого надо иметь миллионы людей, зацикленных на мелких детальках бытия, сотни тысяч непьющих работяг, способных 8-10 часов в день трудиться с точностью робота и тысячи менеджеров, с удовольствием выполняющих все пункты всех регламентов.

Но есть виды работ, очень подходящие российскому характеру. Где есть масштаб задач и нужен креатив. Национальными чертами являются глубокое проникновение в суть вещей и творческий подход к решению любых проблем. Традиционные западные специалисты тяготеют к использованию стандартных методик и рекомендаций. Запад и развитой Восток обладают преимуществом в технологичности бизнеса, разработанности методик и значительно эффективнее в стандартных ситуациях.

Однако россияне заметно сильнее в сферах, требующих оригинальных решений и нешаблонной оценки конкретного положения дел. Где-то в новых решениях могут быть ключевые факторы нашего развития в ХХI веке. У нас есть способность ударно достигать выдающихся результатов, добиваться внезапных прорывов. Действенно получается штучное производство уникальных товаров: гидротурбины, атомные станции, водородная бомба, космический корабль, подводная лодка и т.д. Подобные изделия всегда удаются в России лучше, чем массовое производство автомобилей или холодильников.

Еще есть металлургическая отрасль и школа металлообработки. В России существуют традиции и база для производства широкого спектра комплектующих для машино-, приборо-, станкостроения и т.д.

У части российской экономики уже поменялось лицо. Еще 10-15 лет назад трудно было представить высокотехнологичные российские экспортные товары. Сегодня на мировых рынках закрепляется целый ряд компаний нашего среднего бизнеса избравших нишевую стратегию создания уникальных товаров. Например, производство радиационно стойких телекамер для АЭС или битумных материалов и т.д.
Еще одна сфера формирования будущего связана с имеющимися в России традициями качественного образования в ряде сфер. Да, многое было упущено. Но несколько лет назад в России уже задумались о важнейшей роли образования для страны. Предпринимаются меры для его развития. Конечно, результатов пока меньше, чем хотелось бы. И многие действия не бесспорны, и, безусловно, нуждаются в обсуждении. Но есть сферы, где, по всей видимости, реальная ситуация с образованием не столь печальна: математика, физика, ИТ, биология и некоторые другие. Возможно, здесь нужно стремиться к достижениям международного уровня и "монетизации" результатов.
Некоторым направлениям потенциального роста национальный характер, увы, мешает. Так, россияне не очень любят работать в мелком бизнесе. Особенность психологии большинства - приятнее трудиться на крупном производстве, чем в своей лавке. Да, есть общеизвестные проблемы чиновничье-силового давления на бизнес. Да, конечно, российскому средне-мелкому бизнесу надо помогать, но главное - меньше мешать ему работать. Но неразвитость бизнеса еще и от особенностей нашей психологии. Здесь тоже требуются особо целенаправленные усилия, в том числе, по формированию привлекательного образа деятельности небольшого бизнеса.
Конечно, сама жизнь тоже заставляет эволюционировать отдельные черты характера. Например, бережливость вообще и на производстве в частности, не является нашей национальной особенностью. Поэтому так трудно в России приживались идеи рационализации бизнеса. Но тоже, похоже, время перемен пришло. Сейчас российские бизнесмены уже массово задумались об оптимизации бизнес-процессов, снижении издержек и т.д. и очень многие делают заметные шаги в данном направлении. Формируется тренд значительного повышения общей эффективности хозяйствования.

Еще лет 15 назад мало кто задумывался о нашей модели развития и поддержке ее хозяйственной и информационной политикой. Но, похоже, время пришло. С учетом характера россиян и надо строить государственную политику, нацеленную точечную поддержку не сырьевого экспорта и вписываться в мировые ниши уникальными продуктами/услугами и опытными сериями. Дешевый рубль тоже может помочь многим предприятиям стать серьезными экспортными игроками.

Отправить заявку
E-mail*:
Контактная информация:
Кто Вы? Как с Вами связаться? (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*:
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой,
обязательны для заполнения