Какие кадры нужны России?

тематика
14.07.2016

Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК, партнер ФБК Сергей Пятенко ответил на вопросы участников онлайн-конференции портала Финам «Экономическое и бизнес-образование: какие кадры нужны России?»

Вопрос:
Уровень деловой среды в нашей стране рейтинг Doing Business оценивает не очень высоко, как мы знаем. И большая тут загвоздка именно с инвестклиматом. И куда бы я ни пошла работать после вуза, в инвестсферу, или в реальный бизнес, это действительно большая проблема - бизнес-климат, доверие бизнесу со стороны государства и населения, привлекательность инвестиций в Россию. не кажется ли вам, что это ключевой вопрос сейчас, который стоит перед студентами, в том числе в программах образования? Что упор должен быть сделан на кризисное обучение и т.д., потому что когда в нашей стране закончится кризис или какую форму он примет с учетом мировых проблем - неизвестно.
Сергей Пятенко:
Давайте попробуем уточнить термины. Если мы согласны, что кризис, это грубо говоря, когда экономика (ВВП) в минусе, то он закончится, если не в 2016, то в 2017г. В этом случае, что такое кризисное обучение - непонятно. Если же говорить о бизнес-климате в странах нашего уровня развития (примерно 50-55 место в мире), то, как показывает исторический опыт, он меняется достаточно медленно и это долгий процесс. Поэтому, я бы сформулировал чуть иначе: программы образования должны учитывать специфику ситуации в своей стране. Кстати, Doing Business нас помещает даже чуть выше, чем мы занимаем по уровню экономического развития.

Вопрос:
Довольны ли Вы деятельностью Российской Лиги МВА? Она оправдывает свою миссию и название? Она Вам ни чем не напоминает какой-нибудь заштатный клуб по интересам, в котором годами пережевывают западный опыт развития бизнес-образования в стиле «Былое и думы» и иногда балуют нас оторванными от жизни рейтингами российских бизнес-школ?
Сергей Пятенко:
В России бизнес-школы имеют свою ассоциацию: «Российская ассоциация бизнес-образования» (РАБО).

Вопрос:
Современной России нужны системные менеджеры, способные встраивать прикладные задачи производства, в т.ч и экономические, в общие цели государства, получать такое элитное образование может только сформировавшаяся личность, с опытом работы в своей отрасли от 5- 8 лет; в Китае так и обучают тех, кто поработал на рабочих должностях. Как вы думаете, этот пример сможет реализоваться у нас в России?
Сергей Пятенко:
Вполне может. Есть много разных и эффективных форм образования.

Вопрос:
Все мы знаем проблемы бюджета России - сокращаются доходы. При этом расходы на «оборонку» растут, а образование и культура страдают. Что мы получим при таком сокращении расходов на образование? О каких качественных выпускниках можно думать, если преподавателям не будут платить нормально, если вузам не будет хватать денег на развитие? Почему такой крен - почему бы не забрать деньги из оборонки и направить их в культуру образование, в развитие человеческого капитала? Ведь для оборонки и так уже очень много...
Сергей Пятенко:
А не кажется ли Вам, что если нас разбомбят как Югославию, Ливию, Ирак, Афганистан и т.д, и разделят на пару десятков небольших стран, то про образование и прочее уже думать не придется? А если провести исторические параллели и представить подобную дискуссию в 1940 г.? Или в 1850 г. (перед англо-французкой агрессией)? Или перед 1812 г.? Все не так просто и защищаться тоже надо уметь... Так что и точка зрения, про необходимость заметных военных расходов, тоже имеет свои основания

Вопрос:
Кудрина выгнали из правительства, нормальные экономисты там не нужны. Когда нашей стране вообще пригодятся хорошие экономисты? Такие, как была команда Гайдара? Когда запустятся реформы - и этим экономистам, хорошим, будет что делать?
Сергей Пятенко:
Нормальные экономисты есть во многих сферах. О команде Гайдара есть разные точки зрения, в том числе прямо противоположные. За прошедшие с тех пор 25 лет уровень понимания экономических проблем в России вырос во много-много раз, и это нормальный процесс.

Вопрос:
Многие выпускники хотят работать на госслужбе. При этом сложно предпринимателям в нашей стране. Если текущая экономическая модель в стране не нуждается в качественных экономистах - так и не нужно их «производить». Не так ли?
Сергей Пятенко:
Спрос на качественных экономистов есть и заметно растет. «Производство» качественных экономистов тоже растет, но, как мне кажется, растет медленнее... ну по крайней мере, медленнее, чем хотелось бы.

Вопрос:
Ребенок хочет поступать в экономический. Но сильный в математике и физике. Всячески пытаюсь убедить, но как? Говорит про зарплаты, но ведь сейчас программисты и другие подобные специальности более перспективны и больше получают, чем люди с экономическим образованием, разве не так? Как убеждать или давать все на своей шкуре понять?
Сергей Пятенко:
Думается, каждый должен сам выбрать свой путь. Другое дело, можно подсказать реальные особенности той или иной профессии.

Вопрос:
Чем Вы объясняете тот факт, что в рейтингах 100 ведущих бизнес-школ мира не фигурирует ни одна российская, хотя есть несколько китайских, например, т.е. страны, где бизнес-образование начало развиваться не намного раньше чем в России?
Сергей Пятенко:
Мировые рейтинги примерно на 60-70% оценивают не качество учебного процесса, а развитие науки. Под этим подразумевается, в том числе, количество публикаций, количество ссылок и т.д. Китайцы прекрасно с этим работают. Любая китайская публикация должна содержать ссылки на своих китайских ученых. Кроме того, государство платит китайцам за публикации в определенных международных изданиях 20-30 тыс. долларов! Образовался целый рынок - китаец платит американцам например 10 тыс. чтоб взяли в соавторы… и всем хорошо. Но, конечно, и развивать образование китайцы стремятся.

Вопрос:
Вам не кажется, что качественное бизнес-образование, как один из системообразующих факторов развития рыночной экономики никогда по настоящему не будет востребовано и «работоспособно» в стране, где «правит бал» кумовство и тотальная эпическая коррупция? В таких далеко не самых неэффективных с точки зрения развития экономики странах как Беларусь (кстати, страны со смешанной экономикой и очень взвешенной государственной экономической политикой по вовлечению страны в мировую финансовую систему, например), количество программ МВА можно пересчитать по пальцам и не заметно, чтобы это обстоятельство как-то существенно мешало экономическому развитию государства в сравнении с той же Россией, например. Как тот факт, что в России процветает семейственность, «клановость» и кумовство, отражается на бизнес-образовании, - ну, например, то обстоятельство, что в стране огромное количество людей устраивается на работу по знакомству?
Сергей Пятенко:
Качественное бизнес образование в России нужно и оно востребовано. Проблем в России хватает, но в абсолютном большинстве «живых» и успешно работающих организаций востребованы люди с качественными знаниями и умениями.

Вопрос:
Можно ли сегодня получить качественное образование исключительно онлайн? Почему в российских вузах это направление не очень развито для дистанционного обучения?
Сергей Пятенко:
Мне кажется, исключительно онлайн качественное образование получить нельзя. Пользоваться этим инструментом, разумеется, нужно. Но личностный фактор в освоении знаний и навыков тоже весьма важен.

Вопрос:
Многие ли уезжают после наших экономических вузов, чтобы продолжать обучение за рубежом? Какие иностранные вузы наиболее интересны с точки зрения продолжения образования там?
Сергей Пятенко:
Выпускников экономистов уезжают не очень много.

Вопрос:
В каких вузах учатся Ваши дети? Или будут учиться? И почему именно эти учебные заведения?
Сергей Пятенко:
Моя дочь закончила МГУ экономический факультет. Внучке 7 лет, где будет учиться - не знаю.

Вопрос:
А вообще способны наши вузы выпустить отличных специалистов? Например, лекции студенты пишут сами - зачем? Должны давать их в записи и студент к лекции должен ознакомиться с материалом, хотя бы сидеть и внимательно изучать с лектором, а он всего лишь механикой письма занимается.
Сергей Пятенко:
По ряду направлений наши вузы выпускают вполне приличных специалистов. По ряду других есть положительные сдвиги. Поэтому нормальный процесс идет.

Вопрос:
Складывается впечатление, что западные корпорации транслировали в РФ болонскую систему, чтобы понизить уровень образования и облегчить для себя отбор кадров - покладистых муравьишек-марионеток. Заниженный уровень фундаментального образования в физике, математике и статистике для экономистов приводит к огромным убыткам. Так ли это?
Сергей Пятенко:
Болонская система весьма уязвима для критики. И во многих случаях неэффективна. Пора начинать обсуждение, где от нее можно и нужно отказаться.

Вопрос:
Как вы оцениваете востребованность среди работодателей сертификата финансового аналитика CFA? Насколько знания получаемые в результате сдачи всех 3 уровней CFA помогают в практической работе?
Сергей Пятенко:
Мне кажется, определенная востребованность есть. Но не прямая. Скорей, как положительно характеризующая человека: смог себя организовать, получить знания, сдать экзамен и т.д. Аналогичным образом обстоит дела и в ряде более конкретных международных квалификаций типа ДИПИФР, МАБ, CIA...

Вопрос:
Какие шансы у экономиста после вуза найти работу и сделать карьеру? Конкуренция здесь очень велика. Обсуждаете ли вы со студентами их перспективы? Существуют ли в вузах программы, в рамках которых будущие экономисты смогут трудоустроиться после вуза?
Сергей Пятенко:
В любой «живой» компании есть потребность в трудолюбивых и целеустремленных молодых кадрах. Другое дело, что кадры очень часто имеют «завышенную рыночную самооценку».

Вопрос:
Есть ли вообще какой-то толк от корпоративных программ обучения? Мне кажется, они не дают универсальных знаний, т.к. программы нередко заточены под нужды и взгляды конкретной компании. Придя в другую корпорацию, человек оказывается вынужден начинать все заново. Да и глубиной эти программы не отличаются. Вот на Западе есть аналоги таких корпоративных университетов?
Сергей Пятенко:
Корпоративные программы обучения весьма эффективны. Они дают возможность обучать действительно необходимым вещам. Конечно, что-то всегда делается под нужды конкретной компании, но масса полезных вещей все равно являются универсальными. Для корпоративного обучения не обязательно создавать корпоративный университет. Вполне возможно, и очень эффективно заказывать для себя конкретные программы обучения, которые будут адаптированы именно для Вашей компании.

Вопрос:
Эксперты говорят, что тенденция времени заключается в том, что человеку, сегодняшнему студенту, все равно в течение жизни придется менять несколько профессий и переучиваться. Как с этой точки зрения сегодняшние вузы помогают студенту? Что-то меняется вообще в программах и подходах с учетом ускоряющихся перемен?
Сергей Пятенко:
Действительно, сегодня учиться приходится непрерывно. Даже в консервативных профессиях. Например, работая бухгалтером на среднем по размеру предприятии, вы лет за пять выходите на качественно иной уровень владения профессии. Во многих других профессиях это происходит еще быстрее и резче. Сегодняшние программы вузов уже это учитывают. Но, на мой взгляд, еще маловато. Центральная проблема: как научить непрерывно учиться?

Вопрос:
Вроде бы у Сбербанка удачный проект корпоративный университет. у каких-то компаний есть еще такие? Конкурируют ли они с бизнес-школами?
Сергей Пятенко:
Корпоративный университет эффективен для массовой подготовки сотрудников именно для своей компании (операционистов Сбербанка, кассиров Макдональдса и т.д). Бизнес-школы стремятся готовить специалистов широкого профиля.

Вопрос:
В чем принципиально не подходят бизнесу выпускники наших экономических вузов? Или их просто много?
Сергей Пятенко:
Основные недостатки: многие мало знают, мало умеют, не трудолюбивы. Хотят зарплату без труда.

Вопрос:
На какие критерии стоит сейчас опираться при выборе высшего учебного заведения или бизнес-школы? Стоит ли ориентироваться на рейтинги и каким из них доверять?
Сергей Пятенко:
Рейтинги лишь один из ориентиров. Международные в основном оценивают научную работу в вузах. А это не есть качество подготовки специалистов. Были интересные рейтинги по востребованности выпускников у работодателей. Но в любом случае это лишь один из многих факторов.

Вопрос:
Как вы считаете, насколько конкурентоспособно российское бизнес-образование в сравнении с зарубежным? Соответствует ли оно потребности рынка?
Сергей Пятенко:
По сравнению с лучшими зарубежными образцами наше бизнес-образование отстает. Но по сравнению со странами нашего уровня развития - оно получше. Грубо говоря, если по уровню экономического развития Россия примерно на 50-55 месте, то по уровню бизнес-образования на 30-35 месте. Бизнес-образование включает не только программы МВА, но и множество коротких программ, в том числе связанных с приобретением международных квалификаций. Все они занимают свои ниши на нашем рынке.

Вопрос:
В прошлом году мой сын окончил лицей, он и многие его одноклассники поступили в ВУЗы по экономическим специальностям. От общения с ними мне известно, что деления между «бюджетниками» и «на платной основе» нет никакого, все учатся в одной группе. По многим предметам можно получить «автомат», достаточно посещать лекции. Но если даже не посещаешь ничего страшного, главное исправно плати за обучение. Поэтому у меня вопрос: Вы как сами оцениваете качество обучения подготавливаемых специалистов?
Сергей Пятенко:
Качество подготовки специалистов достаточно низкое. Хотя и выросло в последнее время. Но вполне возможно, что разрыв между уровнем подготовки после вуза и потребностями работы - есть величина постоянная.

Вопрос:
Какие личностные качества выпускников и молодых специалистов вы бы отметили как приоритетные при выборе работодателем?
Сергей Пятенко:
Трудолюбие, креативность, надежность, целеустремленность, здравый смысл, наличие базы знаний.

Вопрос:
Вам не кажется, что наша высшая школа, так же, как, впрочем, и вся российская экономика пала жертвой неспособности к качественному планированию и прогнозированию производительных сил и производственных отношений, ведь, совсем недавно мы все слышали о том, что спрос на экономистов будет поддерживаться еще много лет потребностями растущей экономики? Насколько подкосила спрос на экономистов и юристов ситуация в малом и среднем бизнесе?
Сергей Пятенко:
Нет, не кажется. У нас обычные проблемы для страны нашего уровня развития. Жизнь в России меняется не так быстро, как хочется, но быстрее, чем кажется. Перепроизводство тех или иных специалистов случается везде, и мы не исключение. Некоторое время был перекос в сторону экономистов-юристов, сейчас ситуация выправляется.

Вопрос:
Нужно готовить инженерные кадры (созидателей), а не трейдеров (распределителей), экономистов (наблюдателей). Средний выпускник МФТИ или МГТУ при необходимости освоит прикладные финансовые и управленческие дисциплины, а вот наоборот - никогда. Согласны?
Сергей Пятенко:
Нужны все профессии, востребованные рынком. Соответственно и готовить нужно тех, на кого есть спрос.

Вопрос:
Есть ли практический смысл в отечественном MBA?
Сергей Пятенко:
В любом разумном обучении есть смыл. МВА - не исключение. Другое дело, что и качественных программ мало, и что есть и альтернативы обучению по программам МВА. Это например международно признанные профессиональные квалификации, поддерживаемые авторитетными международными профессиональными организациями.

Вопрос:
А нужно ли вообще высшее образование в России?
Сергей Пятенко:
Высшее образование в России, как и в других странах мира, необходимо. Другое дело, как совершенствовать качество этого образования.

Вопрос:
Не считаете ли вы, что качественное экономическое образование нужно уже в школах, в старших классах? Иначе мы и имеем то, что имеем - люди набирают кредиты и не расплачиваются, потому что не понимает условия и во что они вообще ввязываются.
Сергей Пятенко:
Качественное экономическое образование в школах невозможно и не нужно. Преподавание финансовой грамотности в школе - возможно и кое-что в этом направлении делается. Но проблемы школьного образования в другой плоскости. Школа практически не учит думать и в этом большая проблема.

Сергей Пятенко:
Большое спасибо всем участникам обсуждения! Лично мне было очень интересно. Отдельное спасибо организаторам конференции. Чем больше разумных площадок для обсуждения актуальных проблем, тем быстрее общество продвигается в понимании реального положения дел. Более же адекватное понимание, несомненно, способствует ускорению развития страны. Еще раз всем большое спасибо!

Опубликовано на портале Финам.Ру
Отправить заявку
E-mail*:
Контактная информация:
Кто Вы? Как с Вами связаться? (телефон, Skype, другие способы связи)
Вопрос*:
Введите символы с картинки*
* - Поля отмеченные звездочкой,
обязательны для заполнения